Защита прав потребителей, несомненно, неотъемлемая составляющая системы защиты прав граждан в России. Каждый день мы, так или иначе, сталкиваемся с отношениями, связанными с выполнением работ или оказанием услуг. И здесь важно знать права и обязанности продавца и покупателя, ответственность при нарушении прав потребителей, важно знать, что делать в случае приобретения товара ненадлежащего качества, как правильно составить претензию.
Отношения, связанные с защитой прав потребителей, регулируются Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортёрами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг); закрепляет право потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, право на получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), право на просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих товаров.
В Законе РФ «О защите прав потребителей» закреплен перечень прав потребителя:
- право на безопасность товара (работы, услуги);
- право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах);
- при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим пересчётом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы;
- право обменять непродовольственный товар ненадлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Для более эффективной защиты прав потребителей в Российской Федерации предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения их прав.
Если Вы приобрели товар ненадлежащего качества, если Вы считаете, что Ваши права нарушены и не знаете, как поступить в такой ситуации, каким образом составить претензию, если Вам необходима судебная защита нарушенных прав и законных интересов обратитесь за правой помощью в юридическую консультацию, где Вам смогут помочь как в рамках консультации, так и путем представления Ваших интересов в суде.